Простые объемные игрушки из бумаги
Знакомьтесь - математический планшет
Эта презентация познакомит вас с универсальной дидактической игрой для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Вместе с ребятами мы часто используем его в группе. Итак, знакомьтесь - математический планшет.
Складываем вместе
Я предлагаю сделать простое пособие для обучения сложению. С таким пособие дети играют с большим удовольствием. В качестве счетного материала можно использовать крупные бусины, стеклярус, косточки от абрикоса или персика, камушки, ракушки, некрупные шишки, детали конструктора типа Лего.
Нам понадобятся:
1) картонная коробка
2) одноразовые стаканчики
3) плотный картон
4) цветная бумага
5) самоклеящаяся пленка или обои
6) клей типа "Титан"
Шаг один. Обрезаем дно у стаканчиков
Шаг два. Обклеиваем коробку и картон пленкой или обоями.
Шаг три. Склеиваем между собой коробку и картон.
Шаг четыре. Приклеиваем стаканчики.
Шаг пять. Приклеиваем знаки.
Должна получиться такая конструкция
ПОДБОРКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИке
Игры с цифрами и числами
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете
предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное
количество игрушек.
Содержание: Воспитатель объясняет
детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он
скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число
игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить,
верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа,
принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок
принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3,
на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное
число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы
было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал.
Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Назови и сосчитай»
Цель: учить детей считать
звуки, называя итоговое число.
Содержание:
Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после
этого сказать, что дети хорошо умеют считать предметы, а сегодня они научатся
считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько
раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах
кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком
часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и
только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается.
Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по
очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о
палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку
(наклониться вперед или присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть
равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию,
что число не зависит от размера.
Содержание:
Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли
зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают
игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки
к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют
недостающий предмет или убирают лишний.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет
предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание:
Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и
спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколько палочек каждого цвета? Предлагает
разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После
выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько
палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки
расположены по-разному, но их поровну - по 4. «Как доказать, что палочек
поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счете
в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они
занимают.
Содержание:
Воспитатель: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут
куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят.
Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше, чем курочек. «Один
цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну?
(Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. Воспитатель незаметно
убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.
«Сделай столько же движений»
Цель: упражнять в
воспроизведении определенного количества движений.
Содержание:
Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание:
«Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на
карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения
будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их
проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают
выполнить несложные упражнения.
«Какое число рядом»
Цель:
упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .
Содержание:
Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь
и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее число.
Если ребенок ошибся, все хором называют это число.
«Угадай»
Цель: закрепить навыки счета в
пределах (…).
Содержание:
В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он
задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое
число, задумал зайка?
Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1.
В кругу - число больше (…) на 1 и т. д.
Игры с геометрическими фигурами
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении
круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме
фигуры, отличающиеся цветом и размером,
Содержание:
Воспитатель ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым
прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети
садятся в автобусы (становятся в 3 колонны за стульями). Педагог-кондуктор
раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал
«Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В
автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют
2-3 раза.
«Собери фигуру»
Цель: учить вести счет
предметов, образующих какую-либо фигуру.
Содержание:
Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и
спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает
разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После
выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько
палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки
расположены по-разному, но их поровну - по 4. «Как доказать, что палочек
поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с
фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы
Содержание:
На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу,
называет фигуры, а затем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают
показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок
обводит круг пальцем, пробует его покатить. Воспитатель обобщает ответы детей:
у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2
круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти
фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги.
Внимание детей обращают на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие
фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы. Воспитатель учит отличать
их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур
овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру
овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы
нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга?
(фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга
на овал.
«Где фигура»
Цель: учить правильно,
называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу,
слева, справа; запоминать расположение фигур.
Содержание:
Воспитатель объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где
какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру,
расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает
1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения.
Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он
хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к
фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа.
Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют
фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети
угадывают, что изменилось.
«Кто быстрее найдет»
Цель: упражнять в соотнесении
предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по
форме.
Содержание:
Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры
стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто
быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет
надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с
фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный
предмет и описывают его форму. Воспитатель задает вопросы: «Как ты догадался,
что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.
В заключение воспитатель задает вопросы: Что стоит рядом с кругом?
(квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все
они похожи? Сколько их?
«Сложи фигуру»
Цель:
упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Содержание:
Воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает
ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание:
«У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4
части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура».
Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили
очередную фигуру.
Игры – путешествия во времени
«День и ночь»
Цель: закреплять знания детей
о частях суток.
Содержание: Посередине площадки
чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии
домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают
лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит
у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки
названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных
пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а
воспитатель подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала воспитатель предлагает детям повторить за
ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.
Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг,
одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в
зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
«Назови скорей»
Цель: усвоение
последовательности недели.
Содержание: Дети образуют
круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит:
«Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда».
Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?»
и т. д.
Игры на ориентирование в пространстве
«Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении
местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Содержание:
Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать:
«Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера
встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто
впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо
и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Где фигура»
Цель: учить правильно,
называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу,
слева, справа; запоминать расположение фигур.
Содержание: Воспитатель объясняет
задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для
этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре
(посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по
порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку
показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать
их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а
воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается
и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза.
Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в
заданном направлении и считать шаги.
Содержание:
Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и
считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я
заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в
каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если
вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает
ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и
найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее
форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям),
вызывают 5-6 детей.
«Найди игрушку»
Цель: учить овладевать
пространственными представлениями.
Содержание: «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит воспитатель,
- к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит
шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти».
Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д.
»
Комментариев нет:
Отправить комментарий